О цели и пользе поста. О посте

pohischeniy-hristianami-ioann-zlatoustБог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы не вкушали пищи, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы строили жизнь свою внимательно и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии от поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, и изобрел для нас врачевство в посте, дабы отвлечь нас от удовольствий и обратить от забот житейских к делам духовным. Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли и не лишали себя духовного поучения, но о нем-то гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи, есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом. Итак, кто вкушает пищу и не может поститься до вечера, тот пусть подаст обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ибо и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы обуздывали вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. Узнав это от нас, вы, могущие поститься до вечера, сами в себе, прошу вас, усиливайте, но возможности это доброе и похвальное свое усердие. Ибо, если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения; напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе. А что касается до братии ваших, которые не в состоянии поститься до вечера ради телесной немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи — слушания поучений. Принятия пищи до вечернего богослужения, не должно стыдиться, ибо подвергает нас стыду не вкушение пищи, но делание зла. Великий стыд — это грех! А если употребляем пищу с умеренностию, нам нечего стыдиться, ибо Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу. Только да избегаем неумеренности; потому что умеренное употребление пищи весьма много способствует здравию и крепости нашего тела. Не видите ли каждый день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головные? Откуда умножение испорченных влаг? Откуда бесчисленное множество других болезней? Не от неумеренности ли, не от того ли, что мы вливаем в себя вина более надлежащего? Как судно, залитое водою, скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись объедению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит наконец, как живой труп; делать зло он может, а к добру способен не более мертвых. Посему молю, подобно блаженному Павлу, попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14), но укрепитесь и умножьте ревность о делах духовных.

свт. Иоанн Златоуст. 10-я беседа на Книгу Бытия